ненадо больше музыки

[ANIME]

Posted on: April 24, 2009

Аниме – японская анимация. В отличие от анимации других стран, предназначаемой в основном для просмотра детьми, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире.Аниме часто (но не всегда) отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов, а также фильмов, распространяемых на видеоносителях или предназначенных для кинопоказа. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей.Большая часть аниме-сериалов – это экранизация японских комиксов – манги, обычно с сохранением графического стиля и других особенностей.

История

История аниме берет начало в XX веке, когда японские кинорежиссёры начинают первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретёнными на Западе. Основоположником традиций современного аниме стал Осаму Тэдзука, часто называемый “богом аниме и манги” – он заложил основы того, что позднее эволюционировало в современные Аниме-сериалы. Например, Тэдзука заимствовал у Диснея и развил манеру использования больших глаз персонажей для передачи эмоций; именно под его руководством возникали первые произведения, которые можно отнести к ранним аниме.

За почти вековую историю аниме прошло долгий путь развития от первых экспериментов в анимации, фильмов Тэдзуки до нынешней огромной популярности по всему миру. С годами сюжеты аниме, первоначально рассчитанного на детей, становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы всё серьёзней.

Появились аниме-сериалы, рассчитанные на подростковую аудиторию – юношей и девушек старше четырнадцати лет. Эти сериалы нашли поклонников и среди взрослых, в редких случаях вплоть до преклонных лет. В своём развитии аниме немного отставало от манги, которая зародилась на несколько лет раньше и к тому времени уже завоевала популярность среди всех кругов населения Японии.

Сегодня аниме представляет собой уникальный культурный пласт, объединяющий как сериалы для детей (жанр кодомо) – аниме в его изначальном понимании, так и подростковые произведения, зачастую, достаточно серьёзные и для просмотра взрослыми – сёнэн (аниме для юношей), сёдзё (аниме для девушек) и даже полноценное “взрослое” аниме. В отдельное направление выделились хентай – аниме порнографической направленности, яой и юри – аниме, повествующее об отношениях (как правило романтических) между людьми одного пола – мужчинами либо женщинами соответственно. Аниме имеет множество видов. Оно может быть “кавайным” или же реалистичным. У “кавайных” персонажей несоразмерно-большие глаза, волосы самых невообразимых цветов, маленькие носики и рты. Так же персонажи “кавай” особенно показывают собственные эмоции. На то и их большие глаза – в них отражается настроение. Но это не всё. Надо уметь понять язык эмоций аниме. Когда персонаж смущён, у него “исчезает” нос и вместо него появляются идущие наискосок полосы. Они могут быть нарисованы контурным цветом, или же быть красными или розовыми. Над головой персонажа может появиться голубая капля. “Кавайные” (в переводе на русский: “милые”) девушки и девочки часто используют слово “ня”. Это показывает их схожесть с кошками, ведь именно так японцы воспринимают издаваемый кошками звук. Так же в аниме встречаются девушки-кошки – нэко. И чибики – персонажи “кавайных” аниме. Существа с большими головами и крохотными телами.

Жанры аниме и манги

Кодомо, полностью кодомомукэ манга (яп. ) и кодомомукэ аниме (яп. ) – манга и аниме, предназначенные для детей (до 12 лет). Отличительная особенность этого жанра – в его “детскости”, отсутствует (иногда просто сильно упрощено) идейное наполнение. Сюда же можно добавить характерную прорисовку. Часто кодомо-аниме очень близко к европейской или американской анимационной школе и сильно отличается от других видов аниме не только по прорисовке, но и по построению сериала. Более того, неопытный глаз вряд ли отличит работу японских мастеров от других работ того же плана. Однако, все мультсериалы такого рода, при условии, что они создавались в Японии, принято считать одной из разновидностей аниме. Кодомо обычно рисуется без проявлений жесткости и грубости, часто несёт развлекательный характер. Примерами таких работ являются “Кэнди-Кэнди”, “Пчёлка Майя”, “Лулу – ангел цветов”, “Грендайзер”, “Гонщик Спиди”.

Сёнэн – аниме для старших мальчиков и юношей (с 12 до 16-18 лет). Основные признаки жанра: быстрое развитие и ярко выраженный динамизм сюжета (особенно в сравнении с сёдзё). Произведения содержат множество юмористических сцен, основываются на темах крепкой мужской дружбы, любого вида соперничества в жизни, спорте или в боевых искусствах (например, Dragon Ball Z, Rurouni Kenshin). Девушки и женщины в сёнэн аниме часто изображаются преувеличенно красивыми и сексуальными, такое гипертрофирование служит для наилучшего проявления мужественности главных героев. Как вариант, множество красивых девушек стараются привлечь внимание одного героя (Tenchi Muyo!, Love Hina). Соответственно, поджанрами жанра сёнэн являются сэнтай, рассказывающий о приключениях небольшой постоянной команды персонажей (традиционно из 5 человек), борющихся с кем-либо или с чем-либо; спокон, повествующий о юных спортсменах, добивающихся успеха путём воспитания в себе воли к победе; гарем, в котором персонаж мужского пола оказывается окружён большим количеством женщин. Для юношей более старшего возраста (например, студентов) существует отдельный жанр “сэйнэн”.

Сёдзё – аниме и манга для старших девочек и девушек (с 12 до 16-18 лет). В сюжете сёдзё аниме, как правило, присутствуют любовные отношения разной степени близости, в зависимости от возраста целевой аудитории, большое внимание уделяется развитию образов персонажей. Как характерные черты можно отметить: преувеличенная условность рисунка (гротеско-юмористическая) или же, наоборот, утончённо-романтическая. Герои мужского пола выделяются внешними данными (Weiss Kreuz). Поджанром сёдзё является махо-сёдзё, рассказывающий о приключениях девочек, наделённых магической силой (например, “Сейлор Мун”).Реже встречается гарем, когда одна девушка окружена парнями.

Сэйнэн – аниме или манга для взрослых мужчин (от 18 до 25-40 лет). Характерными чертами этого жанра являются элементы психологии, сатиры, эротики, больше внимания уделяется развитию персонажей. Сэйнэн иногда путают с сёдзё, однако произведения в этом жанре реалистичнее и мрачнее (Maison Ikkoku, Ghost in the Shell), а сюжет не завязан на романтической истории (Monster). В редких случаях аниме или манга в жанре сэйнэн нацелены на бизнесменов в возрасте более 35-40 лет.

Дзёсэй – аниме или манга для женщин. Сюжет чаще всего описывает повседневную жизнь женщины, живущей в Японии. С самого начала, часть повествования отводится под события из школьной жизни главной героини (именно в это время она знакомится с другими действующими лицами и происходит завязка сюжета). Стиль рисовки используемый в дзёсэе немного более реалистичен чем в сёдзё, однако сохраняет в себе некоторые его характерные особенности. Опять-таки, в отличие от сёдзе, любовные отношения изображены в дзёсэе значительно более проработано (Paradise Kiss, Honey and Clover).

Специфичные жанры

Меха – сложные механизмы, как правило, самодвижущиеся, не имеющие реальных прототипов. Обычно этим термином обозначают “гигантских боевых человекоподобных роботов”(, огромные человекоуправляемые боевые машины(Прим. Реже – биологические. Используются, например, в Xam’d: Lost Memories). Жанр “меха” характеризуется активным использованием мехов.

Жанры общие с кинематографом

Киберпанк – мир будущего, жизнь которого полностью определяют компьютерные технологии. Картины будущего при этом представляются мрачными и антиутопическими.

Паропанк/Стимпанк (от англ. steampunk) – жанр аниме, рассказывающий об альтернативных нашему мирах, находящихся на уровне технического развития, соответствующему Европе конца XIX века. Этот период характеризуется началом революции технических средств передвижения – появление дирижаблей, аэропланов, паровозов, пароходов. Техника, однако, все ещё воспринимается простыми людьми не как нечто привычное и банальное, а как нечто чудесное и, зачастую, демоническое. Паропанк возник как альтернатива киберпанку. Если киберпанк обычно основывается на футуристической эстетике, то паропанк – на эстетике ретро.

Фэнтези – аниме, рассказывающее о мирах, которыми правит не технология , а “меч и магия”. В фэнтези часто фигурируют не только люди, но и разнообразные мифологические существа – эльфы, гномы, драконы, оборотни, люди-кошки, а также боги и демоны.

Научная фантастика (НФ) – аниме, действие которого связано с существованием и использованием техники, не существовавшей на момент создания этого аниме (межзвёздных космических кораблей, бластеров и т. д.) Обычно НФ-аниме излагает возможную историю будущего человечества, часто его сюжеты связаны с контактами с пришельцами.

Космическая опера – разновидность НФ-аниме, концентрирующаяся на войнах, проходящих с активным использованием космических кораблей.

Апокалиптика – разновидность аниме, повествующее о наступлении Конца Света.

Постапокалиптика – разновидность аниме, повествующее о жизни после глобальной катастрофы – Конца Света.

Романтика – жанр аниме, повествующий о любовных переживаниях.

Мистика – жанр аниме, рассказывающий о сверхъестественных силах и потустороннем мире.

Повседневность – аниме, повествующее о жизни простых обывателей.

Самурайский боевик – жанр исторического сёнэн-аниме о жизни самурая и команды его друзей.

Боевые искусства – жанр аниме, сюжет которого связан с противостоянием мастеров различных боевых искусств.

Добуцу – аниме о человекоподобных “пушистых” существах. Происходит от японского слова “добуцу” (doubutsu), что означает “животное”. К добуцу относится аниме с существами – “нэко” (кошачьи), – “кицунэ” (лисьи), – “усаги” (заячьи) и пр.

Идолы – аниме, действие которого связано с поп-звездами и музыкальным бизнесом.

Отаку – разновидность аниме, содержащая ссылки на жизнь и деятельность отаку.

Хентай/Этти – порнографическое или эротическое аниме или манга соответственно. Произведения также могут находиться на стыке между хентаем и другими жанрами и иметь достаточно проработанный сюжет(“Кайт – девочка-убийца”).

Яой – жанр аниме, описывающий мужские гомосексуальные отношения, обычно предназначен для женщин и девушек.

Юри – жанр аниме, описывающий женские лесбийские отношения, обычно предназначен для мужской половины.

Сётакон – жанр аниме, описывающий сексуальные отношения, в которых участвуют юноши младшего школьного и дошкольного возраста.

Лоликон – жанр аниме, описывающий сексуальные отношения, в которых участвуют маленькие девочки.

Сёдзё-ай – жанр аниме, описывающий любовь девушки к девушке. Отличается от юри отсутствием откровенных сцен.

Сёнэн-ай – жанр аниме, описывающий любовь юноши к юноше. Отличается от яоя отсутствием откровенных сцен.

Каваий – аниме с ярко выраженным упором на нечто очень милое. В одних случаях это связано с действиями кого-то, нуждающегося в защите, ласке и заботе (и/или опекающих его людей), в других же персонажам просто придаётся специфическая внешность и манера поведения. Как правило, этот жанр смешивается с каким-либо другим, например с драмой, школьной историей и пр.

Психологический триллер – жанр аниме, описывающий злоключения человеческой души. Попадая в тяжелые ситуации, герои таких аниме переживают сложные и непредсказуемые психологические изменения.

Парапсихология – жанр аниме, действие которого связано с парапсихическими силами (телепатия, телекинез, гипноз).

Социальный фильм – Аниме, рассматривающее актуальные общественные проблемы современности. Нечистые на руку политики, коррумпированные чиновники, лидеры профсоюзов и невыплаченная зарплата составляет главную сюжетную интригу социальных фильмов.

Отаку

В буквальном переводе с японского “отаку” – это “ваш дом”, очень вежливая форма обращения к собеседнику, , близкая по значению к русскому “ваша милость”.

В современном японском это выражение употребляется очень редко, а потому японские фэны научной фантастики позаимствовали это слово для своего особого обращения друг к другу. В дальнейшем их стали называть “отаку-дзоку”, то есть “те, кто называет друг друга отаку”. Сейчас в японском языке слово “отаку” обычно используется в значении “фанатик чего-либо”. Бывают аниме-отаку, кино- отаку, компьютер-отаку и так далее.

Кстати, в Японии это слово имеет негативный оттенок и назвать так другого – это оскорбление, конечно, если ваш собеседник сам не просит называть его “отаку”.

В других странах слово “отаку” постепенно начало обозначать “поклонник аниме и манги”. Теперь это слово пришло и в Россию.

Часто термин “отаку” используется расширительно, в значении “поклонник современной японской массовой культуры: аниме, манги, кино, музыки, литературы и т.д.”.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: