ненадо больше музыки

И. Кант

Posted on: April 15, 2009

Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыкимузыке без хорошего блюда.

***

Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни.

***

Удел женщины – владычествовать, удел мужчины – царить, потому что владычествует страсть, а правит ум.

***

Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека.

***

Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя – как на жертвы раздражения того, кто наказывает.

***

Имей мужество пользоваться собственным умом.

***

Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.

***

Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого.

***

Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями.

***

Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять свою жизнь, никогда не будет радоваться этой жизни.

***

Человек может стать человеком только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание.

***

Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения.

***

Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком, красноречие – дело рассудка, оживляемого чувством.

***

Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.

***

Характер – это способность действовать согласно принципам.

***

Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.

***

Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.

***

Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все – не есть все.

Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и необходимый признак ума и проницательности.

***

Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему.

***

Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?

***

Нравственность заложена в характере.

***

Хитрость – образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит.

***

Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.

***

В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.

***

Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.

***

С того самого дня, когда человек впервые произносит “я”, он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперед.

***

Уважение есть дань, в которой мы не можем отказать заслуге, хотим мы этого или нет; мы можем не проявлять его, но внутренне мы не можем его не чувствовать.

Родился в многодетной семье Иоганна Георга Канта в Кенигсберге, где и прожил почти всю жизнь, не выезжая за пределы города более чем на сто двадцать километров.

Кант воспитывался в среде, где особое влияние имели идеи пиетизма – радикального обновленческого движения в лютеранстве. После обучения в пиетистской школе, где он обнаружил прекрасные способности к латинскому языку, на котором впоследствии были написаны все его четыре диссертации (древнегреческий и французский Кант знал хуже, а английским почти не владел), в 1740 Кант поступил в Кенигсбергский университет “Альбертину”.

С 1747 Кант в силу финансовых обстоятельств работает домашним учителем за пределами Кенигсберга в семьях пастора, помещика и графа.

В 1755 Кант возвращается в Кенигсберг и, завершая обучение в университете, защищает магистерскую диссертацию “Об огне”. Затем в течение года он защищает еще две диссертации, давшие ему право читать лекции в качестве доцента и профессора. Однако профессором в это время Кант не становится и работает экстраординарным (т. е. получающим деньги только от слушателей, а не по штату) доцентом вплоть до 1770, когда он был назначен на пост ординарного профессора кафедры логики и метафизики Кенигсбергского университета.

За свою преподавательскую карьеру Кант читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до антропологии.

В 1796 он прекратил лекционную деятельность, а в 1801 оставил университет. Здоровье Канта постепенно ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803.

Знамениты образ жизни Канта и многие его привычки, особенно проявившиеся после покупки им в 1784 собственного дома. Каждый день, в пять часов утра Канта будил его слуга, отставной солдат Мартин Лямпе, Кант вставал, выпивал пару чашек чаю и выкуривал трубку, приступая затем к подготовке к лекциям. Вскоре после лекций наступало время обеда, на котором обычно присутствовало несколько гостей. Обед длился несколько часов и сопровождался беседами на самые разные, но только не философские темы. После обеда Кант совершал ставшую затем легендарной ежедневную прогулку по городу.

Кант всегда тщательно следил за своим здоровьем и разработал оригинальную систему гигиенических предписаний. Он не был женат, хотя и не имел каких-то особых предубеждений относительно женской половины человечества.

В своих философских взглядах Кант испытал влияние Х. Вольфа, А. Г. Баумгартена, Ж. Ж. Руссо, Д. Юма и др. мыслителей. По вольфианскому учебнику Баумгартена Кант читал лекции по метафизике. О Руссо он говорил, что сочинения последнего отучили его от высокомерия. Юм “пробудил” Канта “от догматического сна”.

В творчестве Канта выделяют два периода: “докритический” (примерно до 1771 г.) и “критический”. Докритический период – это время медленного освобождения Канта от идей вольфовской метафизики. Критический – время постановки Кантом вопроса о возможности метафизики как науки и создания им новых ориентиров в философии, и прежде всего теории активности сознания.

Философия Канта оказала громадное воздействие на последующую мысль. Кант является основателем “немецкой классической философии”, представленной масштабными философскими системами И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля. Большое влияние Канта испытал также А. Шопенгауэр. Идеи Канта повлияли и на романтическое движение. Во второй половине 19 века большим авторитетом пользовалось “неокантианство”. В 20 веке серьезное влияние Канта признают ведущие представители феноменологической школы, а также экзистенциализма, философской антропологии и аналитической философии.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: